| История
Роликовые коньки впервые запатентованы в Англии во времена
Шерлока Холмса, хотя считается, что еще за 500 лет до этого
японские супер-шпионы ниндзя молнией скользили по каменным полам
замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых
каточках. Но первым роллам дают несколько тысяч лет, когда полярные жители прикрепляли части костей животных к подошве ботинок, чтобы делать неприятное и холодное путешествие более лёгким.
Итак первая волна популярности роликов пошла от Джеймса
Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные
коньки с парой осей - "тележки". Чуть
позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих
пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и
Австралии.
Вторая волна началась в 20-е годы во Франции и к концу Второй мировой войны
охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 году особо лихие
феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой
обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили
специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и
облегающие).
Еще с ХIХ века для роликов строились огромные крытые катки,
многие из которых потом были заброшены. Но в 80-е годы нашего века
пришла эра "диско", только в Соединенных Штатах тогда работало 6
тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми.
Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры
экстрим-культуры , имеют двухосную платформу и полужесткий или
мягкий ботинок с тормозом впереди - они действительно хороши для
танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по
перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься - это
уже другое поколение "копыт". Тем не менее, уже с "тележек"
в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением
появился уличный экстрим - Street Style (Стрит Стайл). Вскоре его
объявили вне закона, и появились даже специальные дорожные
таблички "NO biking No rollerskating, skateboarding!". Трюки на
скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде - не в
спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на
памятниках, соборных лестницах и прочих центровых местах, вскоре
стали головной болью для полиции, дворников и городских властей,
предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. Любимая тема
скейт-комиксов: вокруг типичный городской криминал (мужик
выкидывает с балкона тещу, негры тащат телевизор из разбитой
витрины, от машины откручивают колеса), а в центре
толстяк-полисмен, увешанный наручниками и дубинами хватает за
шиворот маленького мальчика на роликах. Вот оказывается главное
зло! Однако те же власти вынуждены расширять зоны безмоторного
транспорта, а в них создавать специальные подразделения
полицейских на роликах (самое крупное в Париже). Уличный стиль
стал воплощением пацифистских и экологических ценностей нового
поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и
свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность
извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили
военизированные устои спорта и воспитания.
В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на
проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным
признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки,
откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит
от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного)
развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной
волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и
австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на
тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят
промасленных ватников, а вот на западе под машины механик
закатывает на специальной тележке с подшипниками вместоколес. В
1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые
доски. Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов
разработала и изготовила фирма "Криптоникс" (ее мы в этой
книжке похвалим еще не раз). Долгое время скейтбординг развивался
как некое цирковое "уродство" - необычная акробатика,
которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в
так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской
площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику "олли" -
прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю
Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное
орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во
владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда , выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским
дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок
резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали
бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего
опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров)
и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум).
К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов
(сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но
зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться
было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма "Powell-Peralta"
вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала
частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не
расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке.
Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не
знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и
прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых
роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по
городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со
специальным оборудованием, имитирующим городские
"препятствия": скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты.
Рядом со скейтерами на них стали "колбаситься" роллеры и
велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их
название. Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и
сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк
МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря
скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок.
В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в
гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер,
наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и
активно продвигал "тележки" на рампе и в стрите. В начале 91
года я получил от него несколько журналов "Монстер", от которых,
собственно и начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве
в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках
в прессе и продвигать "Activity-Team", команду "Радиация",
которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже
было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда:
Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и
Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России. Под влиянием
этих центров находился украинский Харьков. В российских
соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги.
На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20
стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал
американский "Суперчэнел". В Питер приезжал сам Родней
Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в
мире) обмены для поездкок на соревнования.
В августе 93 года Рома Акробат впервые стал чемпионом России в
агрессивных роликах, выступая все еще на "тележках". Всего
тогда выступило в рампе человек 6, честно говоря, по сравнению со
скейтбордерами (я судил и тех, и других), трюков они почти не
делали.
Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры
крейзи-роллеров связаны с "блэйдами" ("лезвиями"): четыре колеса в
ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке.
Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 году на
промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт
Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазин, производитель коньков для
хоккея и ботинок "NORDICA" для горных лыж. В начале 90-х годов
число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта
в 90 млн человек. Сейчас только молодая итальянская фирма "Роучес"
хвастает тем, что обула 40 миллионов. Вероятно, те же масштабы у
"Роллерблэйд" (США - Италия), чуть скромнее у "Бауэр"
(Швейцария-Канада) и "Ультравиллс" (США). Сейчас эти фирмы
сражаются за российский и украинский рынки. Фирмы, сделавшие
деньги на серфинге, скейтборде, горных лыжах и других близких
развлечений, предлагают своим клиентам и роликовые коньки,
например престижнейшая американская фирма "К2" или австрийская
<Оксижен> из группы "ATOMIC", теннисная "WILSON" делает
неплохие колеса.
Интересно, что в Москве за 96 год произошла потребительская
революция: 8 сентября среди полутора тысяч роллеров, собравшихся в
честь Дня Москвы на Поклонной горе было не более 30 в хороших
коньках. Остальные спотыкались на китайских подделках из дешевой
яркой пластмассы - такие боты называют "погремушками". 5 апреля 97-го года в Лужниках на 1 международном
фестивале экстрим-культуры уже несколько сот москвичей летали на
настоящих "копытах", причем "Roces" в России пока теснит
конкурентов, несмотря на то, что "RollerBlade" засел на лучшем для
торговли месте - имеет свой отдел в ГУМе.
В статье журнала "Ровесник" (4,1997), описывающей роликовый
бум лета 96 года в Москве, можно заметить 2 полюса пост-советского
потребления (характерных и для электроники, и для одежды):
сколачивание состояний на дешевых китайских подделках, с одной
стороны, и - с другой - страсть новых русских к самым дорогим
фирмам. Люди, почуявшие "волну", продавали тогда по пять фур
коньков в неделю, скупая в Китае по 10-15 долларов за пару и
доводя розницу до 80 долларов.
Совсем другая, западная волна прошла через сеть престижных
спортивных салонов и автомагазинов. На аллеях Александровского
сада и Парка Горького можно оценить настоящее буйство мобильности
конца ХХ века: где сотовый телефон, по которому, разъезжая на
роликах, дает команды он, и длина ног его спутницы, доведенная
дизайном роликов до настоящего шока, логично сочетаются с их
джипом.
На "Таблетке" (роллер-дром в Крыму) что ни день появляются
новые толпы все в той же пестрой китайской и турецкой дряни.
Правда, разваливается она через одну-две недели, так что не все
успевают получить серьезные травмы. Лучше не покупать совсем или
тратить не меньше 80 долларов, плюс хотя бы 20 - на защиту. В
конце концов, пробуйте вначале в прокате. Вот пожалуй и вся история Inline Skating'a Наверх
| |