Уход за подшипниками

Подшипники -  важный элемент конструкции роликов: от них зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то многое ( для каждого свое), к чему мы стремимся, слившись с роликами воедино.

Подшипникам достается сильнее всего: на них летит и мелкий песок с дороги, а иногда, когда дождь застает врасплох - и вода. Мелкие частицы песка попадают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают быстрый износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать. Человек с такими подшипами часто жалуется, что роллы "не едут", а друзья издалека узнают такого роллера по "шумовым эффектам".

Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно: смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает выполнять  смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать "всухую"... Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая "кончина" подшипника обеспечена. Выводы делайте сами...

Поэтому, чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать.

Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных казусов.

  1. Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно разобрать.
  2. Очень не рекомендую по советам "бывалых":
    • пытаться промыть их, впрыскивая через трубочку жидкости и "супермасла" вроде "WD40", "Жидкий ключ" и прочие
    • просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и этим ограничиться
    • кипятить (варить) их в солидоле и т.п.

Несмотря на такие, казалось бы, разные попытки помочь железкам, итог всегда один:

  1. песок и остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь с песком не вымываются, и новая смазка не закладывается:
  2. хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены

Если учесть, что комплект новых подшипников стоит в среднем 35-50$, то стоит немного о них позаботиться... Времени это занимает совсем немного, а расходов - грамм 400 бензина.

Разборка подшипников

Чтобы обслужить подшипники, нужно:

  1. Снять колеса с рамы.
  2. Вынуть подшипники из колес

В зависимости от конструкции втулок, для этого нужно проделать разные операции:

Кликните курсором под картинкой, чтобы получить инструкции.

Втулка состоит из 3-х частей: 2-х внешних и одной внутренней.  Короткая втулка - одна часть: находится внутри колеса между подшипниками. Снаружи ее не видно. При такой конструкции оси толще обычных - 8 мм в диаметре. Длинная втулка состоит из одной части: торец такой втулки виднен снаружи. Аналогичный вид имеет втулка-ось с резьбой внутри.

Итак, подшипники вынуты, обтёрты снаружи от грязи, теперь нужно выяснить, какие у вас в роликах подшипники: разборные или неразборные.

У разборных подшипников пылезащитная пластинка (пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме буквы -С-. Если пылезащитные пластинки на подшипниках закреплены таким образом, значит у вас разборные подщипники .

Кликните по картинке, чтобы получить большое изображение

Разборный подшипник

 

Разбираем разборные подшипы

Нужно найти место разреза кольца, и с помощью тонкой иглы подцепить один край кольца. После того, как кольцо (пружина) выйдет из канавки пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки.

Подцепить кольцо Вынуть пластинку Части подшипника

 

Неразборные подшипники

Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены без С-образного стопорного кольца: завальцованы или запрессованы в канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные. Неразборный подшип Неразборный подшип

Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один пыльник, промыть подшипник, смазать его, и вставить его открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны подшипника предостаточно для его качественного обслуживания, ведь внутри колеса чисто - туда не летит пыль... Масса подшипников известных фирм так и продается - с одной крышкой. Разбираем подшипники этого типа

Промывание

Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:

  • стекляная баночка с крышкой.
  • низкая емкость типа ванночки, подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой бутылки.
  • деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом насадить подшипник.
  • 300-400 грамм бензина.

Конечно, лучше этим заниматься на улице - запах все таки, да и... вне помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности; стоит помнить и об этом!

Для мытья лучше всего раздобыть бензин, и вот почему: он отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Я не советую пытаться использовать для этого различные растворители, спирты, скипидар, керосин и др. - при их применении остатки старой смазки зачастую не растворяются а "створаживаются", густеют, и их приходится вычищать зубной щеткой и другими подручными "приспособлениями".

Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на некоторое время... затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы. Теперь берем низкую ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё подшипник, опускаем в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По мере вращения в бензине из подшипа вымываются оставшиеся в нём песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и увидите: некоторые экземпляры могут крутиться в бензине по 10-15 секунд!), можно браться за следующий, и так со всеми. Промытые подшипники складываем для просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.

Смазка

Для смазывания подшипников в роликах можно использовать:

  • пластичные смазки на литиевой основе (GREES)
  • жидкие смазки (OIL )
  • пластичные смазки на литиевой основе (GREES)
  • Пластичная смазка
  • жидкие смазки (OIL), продаются в больших шприцах.
  • Жидкая смазка

    Жидкие смазки обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании (каждые 80-100 км пробега), и в целом, ресурс подшипников с их применением невысок.

    Из жидких смазок (OIL) в магазинах в основном встречаются: "TWINCAM RACING GEL", "KRYPTONICS F1 GEL", иногда "BLACKHOLE"; масла других фирм - реже.

    Не стоит применять жидкие смазки:

    • в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
    • в старых подшипниках.
    • для агрессива.

    Пластичные смазки обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с жидкими), но они обеспечивают гораздо больший ресурс работы подшипников, да и лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.

    Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в автомагазинах - ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные.

    Не стоит применять "наобум" автомобильные масла, авиационные, турбинные - это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные присадки, а они могут запросто "съесть" внутренности подшипников. Поверьте на слово!

    Лучше не пользоваться Солидолом - в состав солидола входит такой элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При повышении температуры до 80 град С и выше вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, остается только небольшой твердый комок загустителя...

    Универсальная для многих ситуаций жидкость - "WD40" (газированный керосин) - вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками - она достаточно шустро испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.

    Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких температурах (порядка 300 градусов) - и если ваши подшипники так разогреваются - то пожалуйста!

    Зачастую, некоторые роллеры настолько увлекаются "подбором" разного рода "экзотических" смазок, желая удивить этим то ли себя, то ли друзей, и видят именно в этом ключ для достижения наибольшей "катучести" или "повышенной" легкости хода, забывая при этом попросту совершенствовать технику своего катания.

    Стоит всегда помнить - никакие "хитрые" смазки не добавят силы и умения ногам!

    Назад | Наверх