| Уход за подшипниками
Подшипники - важный элемент конструкции роликов: от них зависит,
насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно
подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над
асфальтом. Словом, они дают то многое ( для каждого свое), к чему мы
стремимся, слившись с роликами воедино.
Подшипникам достается сильнее всего: на них летит и мелкий песок с дороги,
а иногда, когда дождь застает врасплох - и вода. Мелкие частицы песка попадают
внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают быстрый
износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не
обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать.
Человек с такими подшипами часто жалуется, что роллы "не едут", а друзья
издалека узнают такого роллера по "шумовым эффектам".
Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно:
смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает
выполнять смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать
"всухую"... Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая
"кончина" подшипника обеспечена. Выводы делайте сами...
Поэтому, чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно
вовремя обслуживать.
Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных
казусов.
- Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно
разобрать.
- Очень не рекомендую по советам "бывалых":
- пытаться промыть их, впрыскивая через трубочку жидкости и "супермасла"
вроде "WD40", "Жидкий ключ" и прочие
- просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и
этим ограничиться
- кипятить (варить) их в солидоле и т.п.
Несмотря на такие, казалось бы, разные попытки помочь железкам, итог
всегда один:
- песок и остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь с песком не
вымываются, и новая смазка не закладывается:
- хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены
Если учесть, что комплект новых подшипников стоит в среднем 35-50$, то
стоит немного о них позаботиться... Времени это занимает совсем немного, а
расходов - грамм 400 бензина.
Разборка подшипников
Чтобы обслужить подшипники, нужно:
- Снять колеса с рамы.
- Вынуть подшипники из колес
В зависимости от конструкции втулок, для этого нужно проделать разные
операции:
Кликните курсором под картинкой, чтобы получить инструкции.
|
|
|
Втулка состоит
из 3-х частей: 2-х внешних и одной внутренней. |
Короткая
втулка - одна часть: находится внутри колеса между подшипниками.
Снаружи ее не видно. При такой конструкции оси толще обычных - 8 мм
в диаметре. |
Длинная втулка
состоит из одной части: торец такой втулки виднен снаружи.
Аналогичный вид имеет втулка-ось с резьбой
внутри. |
Итак, подшипники вынуты, обтёрты снаружи от грязи, теперь нужно выяснить,
какие у вас в роликах подшипники: разборные или неразборные.
У разборных подшипников пылезащитная пластинка
(пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это
кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме
буквы -С-. Если пылезащитные пластинки на подшипниках закреплены таким
образом, значит у вас разборные подщипники .
Кликните по картинке, чтобы получить большое изображение |
|
Разбираем разборные подшипы
Нужно найти место разреза кольца, и с помощью тонкой
иглы подцепить один край кольца. После того, как кольцо (пружина) выйдет
из канавки пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к
внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки. |
|
Неразборные подшипники
Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены
без С-образного стопорного кольца: завальцованы или запрессованы в
канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные. |
|
|
Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один
пыльник, промыть подшипник, смазать его, и вставить его открытой
стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны подшипника предостаточно
для его качественного обслуживания, ведь внутри колеса чисто - туда не
летит пыль... Масса подшипников известных фирм так и продается - с одной
крышкой. Разбираем
подшипники этого типа
Промывание
Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:
- стекляная баночка с крышкой.
- низкая емкость типа ванночки, подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой
бутылки.
- деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом
насадить подшипник.
- 300-400 грамм бензина.
Конечно, лучше этим заниматься на улице - запах все таки, да и... вне
помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности; стоит
помнить и об этом!
Для мытья лучше всего раздобыть бензин, и вот почему: он отлично
растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Я
не советую пытаться использовать для этого различные растворители, спирты,
скипидар, керосин и др. - при их применении остатки старой смазки зачастую не
растворяются а "створаживаются", густеют, и их приходится вычищать зубной
щеткой и другими подручными "приспособлениями".
Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на
некоторое время... затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая
смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы. Теперь берем низкую
ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё
подшипник, опускаем в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По
мере вращения в бензине из подшипа вымываются оставшиеся в нём песок и грязь.
Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и
увидите: некоторые экземпляры могут крутиться в бензине по 10-15 секунд!),
можно браться за следующий, и так со всеми. Промытые подшипники складываем для
просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.
Смазка
Для смазывания подшипников в роликах можно использовать:
- пластичные
смазки на литиевой основе (GREES)
- жидкие смазки (OIL )
пластичные смазки на литиевой основе (GREES) |
|
жидкие смазки (OIL), продаются в больших шприцах. |
|
Жидкие смазки обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их
применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно
учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в
достаточно частом обслуживании (каждые 80-100 км пробега), и в целом,
ресурс подшипников с их применением невысок.
Из жидких смазок (OIL) в магазинах в основном встречаются: "TWINCAM
RACING GEL", "KRYPTONICS F1 GEL", иногда "BLACKHOLE"; масла других фирм -
реже.
Не стоит применять жидкие смазки:
- в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
- в старых подшипниках.
- для агрессива.
Пластичные смазки обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с
жидкими), но они обеспечивают гораздо больший ресурс работы подшипников, да и
лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.
Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в
автомагазинах - ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные.
Не стоит применять "наобум" автомобильные масла, авиационные, турбинные -
это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные
присадки, а они могут запросто "съесть" внутренности подшипников. Поверьте на
слово!
Лучше не пользоваться Солидолом - в состав солидола входит такой
элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При
повышении температуры до 80 град С и выше вода испаряется из солидола, масло
вытекает из подшипника, остается только небольшой твердый комок загустителя...
Универсальная для многих ситуаций жидкость - "WD40" (газированный керосин)
- вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками - она достаточно шустро
испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.
Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких
температурах (порядка 300 градусов) - и если ваши подшипники так разогреваются
- то пожалуйста!
Зачастую, некоторые роллеры настолько увлекаются "подбором" разного рода
"экзотических" смазок, желая удивить этим то ли себя, то ли друзей, и видят
именно в этом ключ для достижения наибольшей "катучести" или "повышенной"
легкости хода, забывая при этом попросту совершенствовать технику своего
катания.
Стоит всегда помнить - никакие "хитрые" смазки не добавят силы и
умения ногам!
Назад | Наверх
| |