Колеса и подшипники

То, что здесь написано, важно знать всем. Это помогает избежать повреждений колёс и подшипников при их замене или чистке.

Большинство колёс сегодня сделаны из полиуритана. В соответствии с установленным стандартом все они классифицируются по диаметру, мягкости, пружинистости, профилю и даже по весу(!). Однако на большинстве колёс вы найдёте только обозначения диаметра и мягкости. Например, "76mm 82a" или "72mm 78a", где цифра перед "mm" обозначает диаметр, а цифра перед "a" - мягкость. Профиль определяется на глаз. А вес? Можете взвесить.

Диаметр

Значения диаметра колес варьируются в пределах от 43 до 80 мм. Наиболее распространенные диаметры от 72 до 76 мм. Роллеры, жаждущие скорости предпочитают колёса диаметром 80 мм.. Не стоит забывать, что в некоторые коньки "влезают" колёса ДО 78 мм, поэтому при покупке колёс не помешает иметь свой конёк с собой. Это, что касается фитнесса.

Теперь агрессив. Для него нельзя точно определить диаметр. Он сильно зависит ситуации (рампа, рэйл, грань…).

В общем, чем больше колёса, тем выше скорость и тем медленнее период разгона и хуже манёвренность.

МЯГКОСТЬ

Мягкость колёс определяется по шкале "А". (Она также используется, кстати, для обозначения мягкости деталей из пластика) Её значения находятся между 0 и 100. Чем больше значение, тем твёрже колесо. Также существует шкала Роквелла, но она, практически, не используется.

Мягкость колёс для фитнесса обычно лежит между 74А и 84A. Её выбор зависит от вас. Хотите комфортную езду, но частую смену колёс - берите помягче (78А - 80А). Нужна высокая скорость и быстрый разгон - потвёрже (82А - 86А).

Профиль

Профиль колеса определяется на глаз. Он может быть четырёх видов: широкий, нормальный, узкий и изредка скошенный. Чем больше площадь соприкосновения колеса с дорогой, тем лучше маневренность, но больше поглощение скорости.

Хаб. (Hub, Core)

Хабом называется пластмассовая вставка, которая удерживает подшипник и резиновую часть колеса. Они бывают двух типов: обычные и укреплённые или их может не быть вообще (на очень маленьких колёсах). Укреплённые хабы используются для хоккейных коньков: они отличаются обилием пластмассы в этой области. Хабы используются для вентиляции подшипников.

Роккеринг

Многие спрашивают: объясни, что такое рокеринг? Зачем он нужен?

Рокеринг на языке роллеров означает придание линии колёс формы выгнутого лезвия хоккейного конька путём изменения высоты двух средних и двух крайних колёс. Роккеринг устанавливается многими роллерами (преимущественно, хоккеистами) для придания роликам большей маневренности, для быстрых поворотов. Однако роллеры жаждущие скорости не любят "рокерить" свои коньки, так как последние становятся менее устойчивыми на больших скоростях. "Роккерить" или нет ваши ролики опять же зависит от вас.

Есть несколько видов роккеринга.

Роккеринг:

ЗА: Увеличивает маневренность.

ПРОТИВ: Меньше устойчивость на больших скоростях.

ДЛЯ КОГО: Хоккеисты, фитнессы, фигуристы.

Анти-роккеринг:

ЗА: Увеличивает устойчивость

ПРОТИВ: Уменьшает маневренность.

ДЛЯ КОГО: Агрессивы (для выполнения разных фишек)

Как это сделать.

При раскручивании колёс Вы наверняка замечали маленькие шестигранные (квадратные) вставочки. Они-то и отвечают за роккеринг. Для того, чтобы поменять высоту положения колеса надо поставить её определённой гранью.

Это - колесо. Обычно посередине в нём есть подшипник (такая круглая штука, там ещё шарики внутри). Так вот, иногда извлечение этого самого подшипника из колеса вызывает затруднения. Для того, чтобы
у Вас таких затруднений не возникало я и написал эту статью. Надеюсь, мои советы Вам помогут.

Для того, чтобы вынуть колесо, особого ума не надо: просто открутите винт двумя ключами, выньте его и колесо у Вас в руках !

А это - то же самое колесо, но уже в разрезе. Заштрихованная часть - само колесо, а незаштрихованная - "область нахождения" подшипника и втулки. Для наглядности подшипники обозначены "крапинкой", а втулка - тёмно-серым. Для того, чтобы вынуть подшипники, надо надавить каким-нибудь тупым предметом (например, шестигранным ключом, который обычно продаётся вместе с роликами) на край втулки так, чтобы она начала двигаться внутрь. Делать это надо осторожно, чтобы ключ не соскользнул и не повредил внутреннюю поверхность втулки. Когда втулка начнёт скользить, она выдавит противоположный подшипник. После этого вынуть оставшийся не составит никакого труда.

Раз уж мы вынули подшипник, неплохо бы теперь его разобрать :) Итак, план операции:

  1. С помощью тонкого гвоздя или иголки (я использую иголку) подденьте край металлического кольца, которое фиксирует "крышечку" подшипника (оно разрезано так, что между концами есть небольшое расстояние).
  2. Возьмите конец кольца плоскогубцами и аккуратно вытяните его, стараясь как можно меньше деформировать (это действительно важно !).
  3. Удалив "крышечку", Вы должны увидеть следующую картину: в чистой (если подшипник - новый) или чёрной (если старый) смазке плавает несколько шариков, скреплённых пластиковым кольцом.
  4. Если подшипник крутится без проблем, не скрипит - Вам повезло. Если же эти или другие симптомы скорого разваливания обнаружены - подшипник нуждается в чистке. Для чистки можно использовать старую зубную щётку, тщательно вычищая смазку и посторонние предметы :).
  5. Когда шарики заблестят чистотой, заложите новую смазку и закройте подшипник "крышечкой".
  6. Если фиксирующее кольцо погнулось (наверняка это так), положите его на твёрдую плоскую поверхность и аккуратно распрямите молотком, чтобы оно приняло прежнюю форму. Можно использовать гвоздь с плоской шляпкой для выравнивания.
  7. После этого засуньте один конец кольца на прежнее место и, постепенно поворачивая подшипник, заведите всё кольцо. Оно должно встать точно на своё место, хорошенько закрепив "крышечку".

В роликовых коньках используются 608 подшипники. Сама цифра 608 появилась не просто так. 8 обозначает диаметр отверстия в подшипнике, а 6 - разницу между радиусом отверстия и радиусом всего подшипника. После 608 могут стоять буквы S, SS или RS. Это означает, что подшипники защищены крышкой (Shielded), защищены с двух сторон (SS Double-shielded) или оснащены снимаемой крышкой (Removable Shield). Кстати, SS подшипники могут быть ещё обозначены, так: "608-ZZ, 38KDD, 38FF 77038 или R8-2Z".

Само слово ABEC (абЕк)- аббревиатура от Annular Bearing Engineering Council, что означает Общее собрание производителей подшипников. ABEC - это шкала, по которой оцениваются подшипники: их качество, а не длительность кручения, как считают многие.

Чем выше качество исполнения, тем выше оценка подшипника по шкале ABEC. Производятся подшипники с качеством ABEC 1 3 5 7 и 9. С увеличением ABECа уменьшается защищённость подшипников. Вроде бы, нет ничего лучше "третьих" (abec 3) подшипников, но некоторые всё равно предпочитают 5-е. Имеется ввиду, что вы можете со временем можете менять свои подшипники покупая их в магазине отдельно от коньков, что очень удобно, если вас не устраивают "родные" подшипники.

Давайте сразу оговоримся, что из рассмотрения о покупке мы сразу выбросим 1-е, 7-е и 9-е абеки, поскольку большинство первых не разбираются, а 7-е и 9-е ничем не отличаются от 5-х (на наших дорогах). Поэтому выбирать стоит между третьими и пятыми. До сих пор не утихают споры насчёт того, какие подшипники лучше. Кажется, нам просто морочат голову 5-ми, поскольку на роликах, при скорости 40-50 км/ч разницы между 3-ми и 5-ми нет никакой (не говоря уже про 7-е и 9-е). И это при том, что 5-е "убиваются" за более короткое время. разница начинает ощущаться только при значительно больших оборотах (10 тыс. об/мин). Однако такого на роликах вы никогда не достигнете. Стоить подумать, покупая 5-е подшипники, приобретаете ли вы скорость или только более частый уход ха ними?

Теперь вставьте подшипники в колесо, колесо - на раму и - вперёд!

Назад | Наверх