Подшипники

Часть подшипникаВ роликовых коньках, как и во всей скейтинг-индустрии используются радиальные прецизионные шарикоподшипники только очень хорошего качества. В прецизионных подшипниках шарики внутри  равномерно распределены по окружности с помощью обоймы - сепаратора, этим обеспечиваются небходимые размерные   параметры, а также выдерживается устойчивый тепловой режим, необходимый  для нормальной работы подшипников.

Устройство подшипникаНа пылезащитных пластинках (пыльниках) наносится обозначение размера подшипника: число 608, и за ним буквы:

  • Z или ZZ - обозначают наличие пыльников, их сьёмность никак не обозначается;
  • RS, RT, AR - означают что подшипники герметичные.

    Герметичные имеют резиновые прокладки под пыльниками, они закрывают зазоры подшипника от влаги, что существенно ЗАТРУДНЯЕТ их вращение. Герметичные имеет смысл ставить только в -OUTDOOR-ных (внедорожных) роликах.


 

В роликовых коньках используются подшипники:

разборные: пылезащитные пластинки таких подшипников закрепляются -C- образными стопорными кольцами, сняв котрые можно получить доступ для обслуживания подшипника.

Разборные подшипники
неразборные: пылезащитные пластинки завальцованы в проточке внешней обоймы подшипника. Как грамотно снять пыльники с таких подшипников можно узнать в разделе мастерская. Неразборные подшипники Неразборные подшипники
китайские  (на самом деле эти "подшипники" - сущий кошмар, и если вдруг в ваших роликах оказалось такое "подобие" подшипников, как можно быстрее замените их на настоящие, пока не пришло огорчение от роликов). Китайские подшипники

Подшипники изготовливаются с разной точностью . Поскольку скейтинг-индустрия зародилась и получила наибольшее распространение в Северной Америке, чаще всего встречаются подшипники, маркированные с обозначением класса точности по американскому стандарту ABEC (Annular Bearing Engineering Council - Совет производителей подшипников.) Подшипники с обозначением класса точности по стандартам других стран тоже встречаются, но реже.

На самом деле, лучшие подшипники изготавливаются в России, ими комплектуются многие модели известных Brand-ов ... Об этом - отдельная тема.

Мифы и правда о ABEC

Cопоставление обозначений классов точностей шарикоподшипников в соответствии со стандартами разных стран.
 
AFBMA * ABEC-1 ABEC-3 ABEC-5 ABEC-7> ABEC-9
JIS ** Class 0 Class 6 Class 5 Class 4 Class 2
DIN *** P 0 P 6 P 5 P 4 P 2
ГОСТ**** класс 0,
нормальная
класс 6,
повышенная
класс 5,
высокая
класс 4,
прецизионная
класс 2,
сверхпрецизионная

 

* AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
*** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)

Непосредственно на подшипниках стандартов DIN, ГОСТ и JIS  класс точности не обозначается.

Чем выше точность изготовления подшипника, тем меньшие зазоры имеют его рабочие сопрягаемые части - тем меньше в нём потери на трение и люфты.

Допустимые отклонения размеров деталей подшипников 608 типа  для in-line scating по стандартам ABEC*, AFBMA**, JIS***, DIN****, ГОСТ*****
ABEC-1 допуски шариков +0/-0.0050"   допуски внутренней дорожки +0.0001/-0.00040"   допуски внешней дорожки +0.0001/-0.0005"
ABEC-3 допуски шариков +0/-0.0050"   допуски внутренней дорожки +0.0001/-0.00030"   допуски внешней дорожки +0.0001/-0.0005"
ABEC-5 допуски шариков +0/-0.0050"   допуски внутренней дорожки +0.0000/-0.00020"   допуски внешней дорожки +0.0000/-0.0002"
ABEC-7 допуски шариков +0/-0.0050"   допуски внутренней дорожки +0.0000/-0.00015"   допуски внешней дорожки +0.0000/-0.0002"
ABEC-9 допуски шариков +0/-0.0050"   допуски внутренней дорожки +0.0000/-0.00010"   допуски внешней дорожки +0.0000/-0.0001"

 

*ABEC: Annular Bearing Engineering Council (USA)
** AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
*** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
**** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
*****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)

Как видно из таблицы - разброс в размерных характеристиках между разными классами точности достаточно символичен. Где-нибудь, в особо точных приборах это нужно. Но для роликов эта характеристика  кардинального значения не имеет - гораздо важнее качество материала, составных частей и добротность его изготовления.

Кстати - широко распространенное мнение, что подшипники высоких классов точности "нежные" и годятся только для спид-скейтинга по своей сути в корне неверно - ведь фактически в таких подшипниках " больше железа", а соответственно больше и ресурс.Подшипники высоких классов точностей стоят значительно дороже, - поэтому для агрессива не ставят подшипники класса выше чем ABEC5:  ведь какая разница, что плющить?? К примеру, подшипники   ABEC3  в среднем стоят 30$ за 16 шт, а ABEC7  уже  85.

Класс точности подшипников и их стоимость обуславливают область их применения:

Раскладка пригодных подшипников для разных стилей катания

Подшипники разных классов точностей имеют существенную разницу в цене, поэтому производители роликов в дорогие модели ставят подшипники высоких классов точности - ABEC5-7-9, а в ролики подешевле - ABEC3 или 5. Однако следует знать - нельзя определить, какого класса подшипник, просто крутанув колесо рукой - обычно это излюбленный трюк продавцов в магазине - ...вроде "ощутите разницу" - мол, если крутится долго, то это дорогой подшипник высокого класса точности, и человек на таких роллах просто пуляет!!! - а если крутится недолго, то низкого (что, конечно же, вообще недостойно внимания!).

Что можно сказать...

"Визуальная" лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена  в подшипнике. Если в подшипниках  пластичная смазка, то на стенде в магазине колесо будет  вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным. Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и другое дело, когда они будут вращаться под вашим весом на асфальте - тут-то вся эта "магазинная разница" станет незаметна. К тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше, да и в обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать, подшипники изнашиваются достаточно быстро.

На самом деле, особо "выдающейся разницы" в лёгкости вращения между  подшипниками, скажем - ABEC3 и ABEC7 НЕТ!!!

Отчасти это раздутая производителями подшипников и рекламная возня по поводу панацеи для роллеров - "магических букв" ABEC, поддержаная производителями роликов, которые пишут на на раме коньков класс точности "штатных подшипников" -  к примеру, у "ULTRAWEELS-SECTOR" на раме гордо красуется ABEC7, "подчёркивая" этим  правильность выбора и престижность модели. Тем самым внимание покупателя уводится от значительно более значимых для него на самом деле вещей: - гораздо важнее при выборе обращать внимание на другие качества роликов: тип ботинка, анатомическую совместимость, боковую поддержку, его удобство, вентиляцию...

Назад | Наверх